В книгу вошли романы:
“Доннерджек” (“Donnerjack”, 1997; перевод В.Гольдича и И.Оганесовой);
“Хономастер” (“Chronomaster”, также встречается название “Roger Zelazny and Jane Lindskold's Chronomaster: A Novel”, 1996; написан на основе компьютерной игры “Chronomaster”, вышедшей в 1995; перевод В.Гольдича и И.Оганесовой);
“Лорд Демон” (“Lord Demon”, 1999; перевод О.Степашкиной).
Первый и третий романы после смерти Желязны были дописаны Джейн Линдсколд (Jane M. Lindskold, 1962 - ) по черновикам заметкам, оставленным писателем. А вот с “Хрономастером” издатели до сих пор пытаются ввести нас в заблуждение. Он целиком и полностью написан Линдсколд, а Желязны лишь создал сценарий для одноименной компьютерной игры для компании “DreamForge Intertainment”.
“Доннерджек” посвящен “For Devin, Trent, and Shannon - with love.” Девин, Трент и Шэннон - дети Желязны. Не известно, подготовил ли это посвящение сам Желязны, или его поместила в книгу Линдсколд после его смерти. Роджер Желязны не собирался ограничиваться одним романом, а планировал написать трилогию. Она должна была бы стать настоящим событием в фантастике. Писатель знал, что умирает и просил Джейн Линдсколд завершить его работу. Сам он успел реализовать лишь малую часть задуманного, написав начальные главы, впоследствии использованные Линдсколд при работе над романом.. Можно оценить, какая бы у мастера вышла потрясающая вещь, некоторые места и идеи просто великолепны, но все-таки я был очень разочарован: Линдсколд - не Желязны, не спорю, она старалась, но ее слабого таланта не хватило на завершение такого проекта. В результате с какого-то места книга уже представляет собой какой-то скачущий галопом пересказ (особенно это видно с приближением к финалу). Знаю, многим нравится и эта книга, но я с ними не согласен. Хотя, лучше уж Линдсколд, все-таки представляющая, чего хотел сделать Желязны, чем подделки коммерсанта Бетанкура...
“Лорд Демон” посвящен «For Jim, with much love. And for Paul Dellinger - thanks for all the letters.». Как и в случае с “Доннерджеком”, точно не известно, кто автор посвящения - Желязны или Линдсколд. Этот роман также был завершен Линдсколд, но книга, по-моему, получилась более удачной, чем “Доннерджек”, хотя финал тоже разочаровывает.
Вспоминает Джейн Линскольд: «Даже уйдя из жизни, Роджер не перестал быть моим наставником. Незадолго до смерти он попросил меня закончить его недописанные романы, “Доннерджек” и “Лорд Демон”. Роджер не рассказывал мне их сюжеты, но часто говорил о книгах: зачитывал мне любимые отрывки, смеялся над собственными шутками и в целом смог передать мне понимание того, что он хотел выразить в новых книгах - однако, ничего не сообщил о том, какими путями он хотел это выразить.
Больше всего на свете я хотела, чтобы эти книги были достойны Роджера. Я прочитала практически все его опубликованные тексты еще когда писала его биографию. И вот, я вспомнила, что Роджер говорил о работе над романом “Deus Irae”, написанным совместно с Филиппом Диком. Он не стал копировать манеру Дика. Вместо этого Роджер изучал тексты Дика, пока не выработал “мета-стиль”, по его выражению, в котором смешались манера Дика и его собственная.
Я последовала примеру Роджера и стала изучать его творческие приемы, вспоминать его художественные приоритеты (которые порой сильно отличались от моих). Я слишком субъективна, чтобы оценивать результаты обоих проектов, но и критики, и читатели приняли получившиеся книги одобрительно. Но я могу совершенно точно сказать, что работа над ними научила меня очень и очень многому. “Changer”, который я написала после “Доннерджека”, чрезвычайно отличается по стилю и способу подачи информации от той книги, которая могла бы получиться, если бы я не завершила прежде него “Доннерджек”.»
Вот что Джейн Линдсколд пишет на своем сайте о романе “Доннерджек”: «Роджер Желязны интересовался идеей взаимодействия человека и компьютера еще до того, как появившийся киберпанк сделал эту тему такой модной. Центральный персонаж его совместного с Фредом Саберхагеном романа “Витки” - человек, который мог взаимодействовать с компьютерами. И “Порождения света и тьмы” и рассказ “Получеловек” (“Halfjack”) исследуют, как человечество изменилось бы, если бы смогло ближе взаимодействовать с машинами.
Когда киберпанк начал приобретать популярность, Желязны заинтересовался им, но ему казалось, что потенциал исследования идеи всемирной паутины еще не полностью раскрыт. В “Доннерджеке” он более полно рассматривает взаимопроникновение человека и компьютера, смешивая эту тему, по своему обыкновению, с элементами мифа и легенды. Здесь миф об Орфее и Эвридике, и фигура Тарзана - среди многих других - оживают в компьютерном царстве Вирту.
Роджер начал наботать над “Доннерджеком” за несколько лет до своей смерти, так что мы часто говорили с ним о том, что он намеревался сделать с романом. Когда я заканчивала роман после смерти Роджера, я опиралась на воспоминания об этих долгих беседах.»
А вот что она рассказывает о романе “Лорд Демон”: «Роджер Желязны всегда любил поджанр “меч и магия”, и как читатель, и как писатель. “Лорд Демон” стал его последним экскурсом в эту популярную область [литературы]. Однако, как всегда, он взглянул на этот поджанр под необычным углом зрения. Герой романа - демон Гай Крапивник, также известный как Лорд Демон и Богоборец. На создание образа Гая Крапивника Желязны вдохновили китайские мифы и легенды, но он не заимствовал героя из них.
Различные обстоятельства вынуждают Гая Крапивника вернуться из его отрешенного созерцания к действию - и, расследуя смерть своего слуги-человека, он начинает подозревать, что враги, которых он считал побежденными, просто выжидали. Не зная, кому можно доверять, он создает хрупкий союз между демонами и людьми, среди которых - мастер воздушных змеев и девушка, волшебница фэн-шуй.
Роджер никогда не составлял планов, но я жила с ним все время, пока он работал над “Лордом Демоном”, и мы довольно часто обсуждали с ним, как будет развиваться сюжет романа. Вспоминаю, как он смеялся над собственными шутками, когда писал, и, заканчивая книгу, я стремилась поддерживать на должном уровне этот юмор, так же как и дух приключений и драматизма, так как они были важны для его замысла.»
Аннотация: «В этот том собрания сочинений знаменитого американского писателя Роджера Желязны вошли остросюжетные фантастические произведения, написанные им в соавторстве с Джейн Линдсколд.»